Skip to content

Программа и методика Детской Архитектурной Студии

Много серьёзных слов по делу для серьёзных родителей

Проблема развития пространственного мышления и воображения является одной из важнейших в архитектурном образовании, а также как развивающая процесс мышления, вносит ценную лепту в образование вообще.

Учитывая сложность пространственного развития мышления, я использовала для широкой аудитории систему т.н. «Архитектурных игр». Эта программа носит, прежде всего, просветительский характер из-за простоты технического исполнения (на первой ступени – ставящихся задач), доступна широкой аудитории. «Архитектурные игры» включают в себя несколько разделов: геометрические (плоскостные и объемные), исторические, проектные, сценографию. Каждый из названных разделов может выступать как самостоятельное звено, так и синтезироваться с другими разделами игр или художественных дисциплин.

Цель любого задания системы «Игр» — индивидуальный творческий опыт, раскрытие потенциала каждого учащегося через самостоятельную творческую работу, развитие ассоциативного мышления, накопление «банка данных» по истории культуры, развитие пространственного, равновесно-двуполушарного мышления, проектного мышления, как особого вида психологического взаимодействия с окружающей средой.

Архитектурная Среда по сути своей состоит из геометрических, объемных форм. И именно на геометрических композициях легче всего научить человека мыслить архитектурным языком.

Плоскостные геометрические игры рассчитаны на самый первый этап знакомства с геометрической композицией. В отличие от чисто лекционных курсов по теории композиции, требующих достаточно высокого уровня профессионализма, они дают возможность на интуитивно-эмоциональном личном опыте ощутить гармонические закономерности, заложенные в геометрических формах.

Задача педагога сводится, таким образом, к правильной постановке проблемы, к провокации работы равновесно-двуполушарного мышления, к активному взаимодействию ученика с получаемой информацией.

Учебный процесс может и должен включать в себя разные способы обучения: подражание, копирование, создание оригинальных творческих работ, стилизацию, модификацию, ассоциативность мышления.

Итак, курс «Архитектурных игр», как уже было отмечено выше, делится на несколько частей:

  1. Геометрические плоскостные игры (техника исполнения – аппликация черно-белая, цветная, рисунок, живопись).
  2. Геометрические Объемно-пространственные игры (рисунок черно-белый, цветной, макет, живопись, черчение).
  3. Архитектурно-исторические игры (коллаж, рисунок, живопись, макет).
  4. Сценография (рисунок, живопись, коллаж, макет, чертеж).

В геометрических играх обучаемые сталкиваются прежде всего с собственным ощущением гармонии, дисгармонии, стараясь найти индивидуальное решение поставленных задач, что является особо ценным аспектом такого подхода.

Техника аппликации применяется мной на этих занятиях, чтобы сократить время на изобразительную часть работы, сконцентрировать внимание на решении смысловых и эстетических задач и дать возможность людям, не обладающим ярко выраженными способностями к художественным видам деятельности, или только начинающим заниматься ею, максимально убедительно и просто воспроизвести свою творческую мысль.

Самые первые занятия по геометрии носят формальный характер: симметрия – асимметрия; вертикальная – горизонтальная и насыщенно-разреженная композиции и т.д.

Следующая группа задания усложняет поставленную задачу, переводя ее из разряда формальных в ряд смысловых. Эти задания хорошо синтезировать с музыкой (синтез с разделом истории культуры).

Темы заданий

(развитие межполушарных связей, осознание эмоций).

Гармония – дисгармония; тяжесть – легкость; простое – сложное; веселое – грустное; комедия – трагедия; устойчивость – неустойчивость; динамика – статика и т.д.

Для развития ассоциативного мышления следующий этап обучения состоит в геометризации предметной среды.

Темы заданий: геометрия человека, архитектуры, природы, предметов.

Цель – взаимодействие между абстрактной геометрической композицией и реальностью.

Особое внимание в программе уделяется рисунку и живописи. Рисунок выполняет несколько разных функций, рассмотрим некоторые из них:

Рисунок как способ познания мира, фиксация осваиваемой информации.

  1. Рисунок как способ развития объемно-пространственного мышления.
  2. Рисунок как язык межличностного общения, выражение индивидуального творческого замысла.
  3. Способы и техники изображения, структурный рисунок.
  4. Графические приемы передачи информации.

Далее остановимся на конкретных программах.

  1. Техника рисования, тренировка руки.
  2. Объемно-пространственный геометрический рисунок (структурный).
  3. Бытовые предметы.
  4. Растительные формы.
  5. Рисование объектов технического творчества. Структурные, познавательные рисунки различных сложных технических предметов.
  6. Копирование рисунков старых мастеров на различные темы.
  7. Рисование человека.
  8. Архитектура.
  9. Стилизация. Приемы графического изображения (рисунок тушью, линией, пятном).

Программа по живописи

Итак, как каждая программа обучения начинается со знакомства с материалами, которыми работает живописец. Основная цель – развитие творческого начала именно в каждом ребенке, даже не наделенном особым художественным дарованием.

Раздел 1. Акварель – овладение техническими приемами изображения.

  1. Работа по мокрому.
  2. Спектральные краски, основные цвета (красный, желтый, синий).
  3. Пастельные краски, понятие яркости, силы тона.
  4. Смешивание красок. Цвет. Как ведут себя краски, смешиваясь друг с другом.

Раздел 2. Усложнение заданий.

  1. Работа с предметной средой.
  2. Работа по воображению, представлению.

Цель – развитие эмоциональной памяти, абстрактного мышления и равновесного двуполушарного мышления.

Группа заданий на развитие зрительной памяти и воображения.

Композиции:

  1. Весна
  2. Лето
  3. Осень
  4. Зима
  5. Море

Раздел 3. Предметный мир.

  1. Несложный натюрморт.

1 этап – подражание натуре, возможно более тонкое копирование ее, 2 этап – собственный образ, стилизация, декоративность.

Серия заданий:

Декоративный натюрморт (на тему собственного реалистического натюрморта):

  1. контрастный, декоративный (драматический) натюрморт (можно с черным контуром);
  2. пастельный (лирический);
  3. миниатюрный натюрморт.

Естественно, что эти задания перемежаются с заданиями других разделов программы по рисунку, игровым техникам, истории культуры, макетированию (лепке). Причем желательно прорабатывать одну тему разными способами. Например, на рисунке – натюрморт карандашом, тушью, кистью. На игровых занятиях – тот же натюрморт в технике аппликаций (для младших), коллажа (для старших). На живописи – в красках. Общий принцип – от натуры к стилизации.

Раздел 4. Работа с кроющими красками (гуашь, масло, темпера).

Итак, работа с гуашью может также начинаться с игр с нею и обычным синтезом с другими предметами, например, музыкой, которая диктует следующую серию заданий:

  1. ритм (мазок), медленное, быстрое – техника
  2. цвет музыки (серия заданий на развитие комплексного ощущения гармонии, синтез с историей музыкальной культуры – Глюк, Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт.

Раздел 5. Копирование.

Для копирования

  1. кроющими красками хороши работы: для младших – более простые, легко копируемые, например примитивисты – Пиросмани, Руссо или импрессионисты – Сезанн и т.д.
  2. акварелью: для младших (Фонвизин)

для старших (Щедрин) и т.д.

Раздел 6. Репродуцирование собственных работ.

Перевод их из одной техники (аппликация, коллаж, бумажная мозаика) в живописные и графические. При этом они как бы служат эскизами дальнейших творческих работ. Они могут увеличиваться, стилизоваться, ставить задачи по изменению колорита (контраст, нюанс, гармония аналогий, гармония контрастов и т.д.)

Параллельно практической стороне программы необходима большая программа по знакомству с историей художественного творчества, также накладываемая на историю культуры. Она может происходить разными способами – посещение музеев, выставок, знакомства с книгами по изоискусству параллельно с информацией о художниках, слайдами, посещением мастерских художников, совместная работа на пленэре.

VkontakteLiveJournalGoogle GmailGoogle ReaderShare

Написать комментарий

Примечание: Вы можете использовать XHTML в своих комментариях. Ваш email будет скрыт.

Подписаться на комментарии через RSS